Бафомет

Образ Бафомета (Baphomet) является типичным примером того, как христианская церковь и различные псевдооккультные учения демонизируют представления о вещах, в общем-то никак с сатанизмом не связанных. Кто же он - демиург «низшего уровня», покровитель Ордена тамплиеров и средневековых алхимиков, чей облик благодаря стараниям невежественных религиозных фанатиков, начал ассоциироваться с внешним видом самого Дьявола?

Существует несколько версий происхождения слова Бафомет. Самая распространенная и самая глупая утверждает, что это искаженное от мусульманского имени «Магомед». Афанасий Кирхер приписывает слову египетское происхождение и считает, что имя составлено из трех «египетских» слогов: «ба» — огонь, сульфур; «фо» — Меркурий, действо Исиды, концентрация; «мет» — ребис, неуязвимое существо. Впрочем, подобная «алхимическая» трактовка появилась значительно позже – в семнадцатом веке. Впервые же сколь-либо существенный круг людей узнал о Бафомете в четырнадцатом веке, когда начался судебный процесс инквизиции над Орденом тамплиеров. В пятницу 13 октября 1307 года по распоряжению французского короля Филипа Четвертого сотни «храмовников» были арестованы и позже подвергнуты пыткам. Среди выбитых инквизиторами показаний периодически повторялись свидетельства о поклонении рыцарей некоему божеству, являющемуся средоточием мудрости. Церковники не преминули воспользоваться возможностью объявить сверхъестественного покровителя тамплиеров демоническим порождением, однако, учитывая в целом христианскую направленность Ордена (по крайней мере на ранних этапах) и желание инквизиции добраться до бесчисленных богатств «храмовников», в этом есть большие сомнения. Долгое время было неизвестно, как именно выглядел Бафомет в представлении рыцарей. Питер Партнер в книге «Рыцари Храма и их мифы» (1987) приводит признания подвергнутых пыткам «храмовников», согласно которым, их объект поклонения представлял собой либо отрезанную голову, либо кошку, либо некое двуликое или трехликое существо. И только относительно недавно современный французский археолог Жан Шарпантье — энтузиаст истории тамплиеров — обнаружил в Провансе два подземных святилища, где находились статуи Бафомета. Одна изображала андрогина, пересеченного продольной пурпуровой полосой, стоящего на крокодиле, другая — антропоморфное создание, обвитое гигантской змеей.

В конце девятнадцатого века известный французский оккультист Элифас Леви выпустил книгу «Догма и ритуалы высокой магии», в которую включил изображение Бафомета, представляющего собой крылатое человекоподобное существо с головой козла, парой женских грудей и свечой, расположенной между рогов. Данная иллюстрация стала на то время наиболее распространённым образом рассматриваемого божества. Вот как Леви описывает демиурга.

 

Изображение Бафомета по версии Элифаса Леви«Козел несет знак пентаграммы на лбу, с одним лучом наверху, символом света, две его руки образуют знак оккультизма, одна указывает на белую луну Хеседа, другая – на черную луну Гебуры. Этот знак выражает совершенную гармонию милосердия со справедливостью. Одна рука его женская, другая – мужская, как и у андрогина Хунрата, чьи атрибуты совпадают с атрибутами нашего козла. Огонь интеллекта, сияющий между его рогами, - это волшебный свет всеобщего равновесия, образ души, возвышающийся над материей, поскольку пламя, будучи привязанным к материи, сияет над ней. Голова зверя выражает ужас грешника, чья материальная, единственно ответственная часть должна нести исключительное наказание; потому что душа нечувствительна по своей природе и может страдать только тогда, когда она материализуется. Стержень, находящийся вместо гениталий, символизирует вечную жизнь, тело покрыто чешуей. Человеческая часть представлена двумя грудями и андрогинными руками этого сфинкса оккультных наук».

Следует отметить, что Бафомет в версии Элифаса Леви очень напоминает Дьявола, точнее, объект поклонения древних саббатических культов, откуда, собственно говоря, этот образ и был позаимствован, не имея ничего общего с божеством тамплиеров. В работах Леви Бафомет является олицетворением оккультных природных сил, которые объясняются его магической теорией Астрального Света. Элифас разработал это понятие в контексте так называемого «спиритуалистического магнетизма» - теории, в которой подчеркивались религиозные последствия магнетизма. Еще одно название, введенное Леви для описания Бафомета – «Мендесский козел», позаимствовано у Геродота, изображающего мендесское божество в виде человека с козлиными головой и ногами. Геродот также рассказывал, что мендессийцы с большим почтением относились ко всем козлам мужского пола, а некоторые женщины публично с ними совокуплялись.

 

Бафомет Леви стал важным символом в космологии Телемы, мистической системы, созданной Алистером Кроули в начале двадцатого века. Он включен в Символ Веры Гностической Католической Церкви, будучи отраженным в словах Гностической Мессы: «И я верю в Змея и Льва, Тайну Мистерий, во имя Его БАФОМЕТ». В «Магии» (книга 4) Кроули утверждал, что Бафомет был божественным андрогином и «иероглифом тайного совершенства», рассматриваясь как то, что обладает свойством отражения. «То, что происходит выше, отражает нижнее, или как выше, так и ниже».

«Дьявола не существует,- писал Кроули,- это ложное имя, придуманное Черными братьями, подразумевающее единство в их невежественной путанице дисперсий. Дьявол, у которого было бы единство, являлся Богом... Этот змей, САТАНА, не враг Человека, но Тот, кто создал богов, нашу расу, зная Добро и Зло. Он сказал: «Знай Себя!» и учил посвящению. Он - «Дьявол» Книги Тота, а Его эмблема - БАФОМЕТ, Андрогин, который является иероглифом тайного совершенства... Это, следовательно, Жизнь и Любовь. Но, кроме того, его буква - айин, Глаз, так что он Свет; и его зодиакальный образ - Козерог, тот прыгающий козел, чей атрибут – Свобода».

Для Кроули Бафомет также олицетворяет духовную природу сперматозоидов и является символом «волшебного ребенка», созданного в результате сексуальной магии. Таким образом, наш демиург представляет Союз Противоположностей, мистически персонифицированный в сперматозоиде и яйцеклетке, объединенными в зиготе.

В 1927 году вышел роман австрийского писателя-оккультиста Густава Майринка «Ангел западного окна», описывающий жизнь английского алхимика Джона Ди (кстати, реально существовавшего исторического персонажа (1527-1609), сооснователя Енохианской магии), чьим спиритуалистическим покровителем, якобы, был Бафомет, противостоящий в книге «лунной богине» Чёрной Исаис. Бафомет изображен в романе как солнце микрокосма, гермафродический карбункул — диамант. Парадоксально, что и в «Ангеле западного окна», и в реальной жизни Джон Ди являлся убежденным христианином, что нисколько не смущало ни его самого, ни Бафомета, из чего можно сделать вывод о том, что данный демиург не противостоит христианской религии, а по меньшей мере нейтрален по отношению к ней.

Печать Бафомета - официальный символ "Церкви Сатаны"

 

Общепринятое современное изображение Бафомета в виде козлиной головы, вписанной в пентаграмму, появилось благодаря Антону Шандору ЛаВею, избравшему его в качестве официального символа «Церкви Сатаны» (в 1983 году так называемая «Печать Бафомета» зарегистрирована в качестве коммерческой торговой марки). Судя по всему, ЛаВей перерисовал образ из книги Морисса Бэсси «Иллюстрированная история магии и сверхъестественного» (1961), слегка видоизменив. Впрочем, в самом трактате никак не обозначена связь данного изображения с Бафометом, поэтому оставим ее на совести ЛаВея. В 1968 году «Церковь Сатаны» выпустила пластинку «Сатанинская месса» с вышеназванным знаком на обложке, указав в примечаниях, что «Сатанинский символ, Бафомет» был заимствован у тамплиеров, что явно не соответствует действительности.Статуя Бафомета в США

 

 

В 2014 году организация секулярных активистов «Сатанинский храм» начала сбор денег через краудфандинговый сайт на статую, изображающую Сатану в образе Бафомета и двоих детей в позе обожания по бокам от него. Первоначально статую планировалось установить на Капитолии штата Оклахома рядом со стоящим там памятником Десяти заповедям «в качестве посвящения американской свободе вероисповедания и толерантности», но после того, как неизвестные вандалы попортили «Десять заповедей», планы по установке Бафомета были заморожены, так как активисты «Сатанинского храма» не хотели, чтобы их божество стояло в одиночестве. Наконец, 25 июля 2015 года бронзовая статуя высотой 2,7 метра и весом в одну тонну была размещена рядом с одним из промышленных складов в Детройте в качестве символа современного сатанинского движения. 16 августа 2018 года «Сатанинский храм» открыл еще одну статую Бафомета в городе Литл-Рок, штат Арканзас, где годом ранее был установлен новый памятник Десяти заповедям.

 

И.Г.

Читайте также

Анх - Египетский крест

Анх - Египетский крест

Символ вечной жизни. Изображенный предмет - авторский дизайн и к Египту имеет мало отношения....

Молот Тора

Молот Тора

Молот Тора или Мьёльнир, Мельнир  (др.-сканд.   Mjöllnir  «сокрушитель, молния»)...